Практически всю свою жизнь кочевники проводили в движении, в переездах с места на место. Свое жилище, юрту, всегда возили с собой. Юрта - гениальное изобретение, можно сказать шедевр нашей цивилизации: очень легко и быстро собирается, мобильна и легка, отвечает практически всем требованиям кочевой жизни. У Казахского народа юрта занимала главное место в повседневном быте. Летом в юрте прекрасно сохранялась прохлада, а зимой было тепло и уютно. Она была доминантой жизнеобеспечения народа, служила показателем декоротивно-прикладных искусств. В ней небыло случайных и ненужных вещей - у каждой свое практическое значение и смысл.
Юрта - наследие древней цивилизации. Создавая юрту, люди уподобляли её не только макрокосмосу - "большому дому", но и отождествляли её с человеком. Многие части и элементы юрты называются терминами, связанные со строением человеческого тела. Например: керегенін козі (глаза кереге); мандайша ( лоб-верхняя часть косяка двери); керегенін басы (голова); кіндік (пуповина-центр помещения юрты) и многое другое.
Из чего строится юрта? Собирается она из складных решетчатых стенок, котрые называются кереге. Затем устанавливается свод из жердей - уыков. Самую верхнюю часть купола венчает шанырак - круглый обруч. Вся конструкция каркаса укрепляется веревками, а затем изнутри ковровыми дорожками. Боковые части накрывают войлоком из четырех частей, которые называются туырлыками. Ну и накрывают собранную юрту тундуком и узуками, которые служат защитой от осадков и ветра.
Входная деревянная дверь - сыкырлаук, украшается красивой тонкой резьбой. В семьях где достаток повыше, двери покрывались инкрустацией из кости. Помимо всего, вход прикрывался завесой из войлока.
Внутри жилища, в соответствии с лучшими народными традициями, размещалась различная домашняя утварь из резного дерева, украшенная росписью. Пол устилают изделия из войлока, циновки с национальными узорами. Стены покрыты коврами и вышивкой.
У казахского народа с древности была в почете белая юрта - ак уй. Свеобразный символ благополучия и достатка. Особенно красиво она смотрелась изнутри. Входящий попадал в сказочный мир узоров и орнаментов народного узоротворчества. Стены были увешаны красивыми, разноцветными коврами. На полу красовались ковры паласного типа, возле стен лежали ватные одеяла - корпеше, которые использовали для сидения. Поверх одеял накладывали подушек, мягкие перьевые кусжастык и пожестче - жержастык.
В центре юрты устанавливали треножный очаг, на который навешивался котел для готовки пищи. Кушали обычно за низким круглым столом, покрытым скатертью - дастарханом. Справа располагался асадал - деревянный шкаф для посуды, салфеток и скатертей. Продукты и принадлежности для кухни хранились в кебеже - большой ларь. На стенах висели специальные сумы - теркеш для пиал и аяккап для посуды. Домашние вещи, одежду складывали в ковровые или войлочные чехлы - каршын. Размещали их на жукаяках - специальных подставках. На них ставились абдре - сундуки с домашними вещами. На сундуки складывали подушки, одеяла, ковры - показатель достатка жившей семьи.
С левой стороны от входа вешали на стену конскую сбрую, различные приспособления для охоты.
Юрта символизирует единство космоса и вселенной, жизненное пространство. Вершина юрты, шанырак, считается семейной реликвией, родовым символом и неизменно передается из поколения в поколение. Если умирает последний человек какого либо рода, то на могилу обязательно устанавливают шанырак. Сам шанырак круглой формы с крестом по центру. Это символизирует вечное движение солнца и бесконечное развитие жизни.
В наше время юрты использут для жилья лишь чабаны, которые живут летом на джайляу - высокогорных пастбищах. Мне самому посчастливилось пожить в этом уютном, теплом жилище. Да еще устанавливают их в праздничные дни на площадях в городах и селах, как связующее звено между прошлым и будущим. Ну что поделаешь - время не стоит на месте и цивилизация берет свое.
Комментариев нет:
Отправить комментарий